Природа южных тропических материков

Природа Южных материков зарождалась и на ранних стадиях развивалась тогда, когда эти континенты были единым блоком земной коры в составе Гондваны.

Глобальные проблемы человечества

По ходу развития цивилизации перед человечеством неоднократно возникали сложные проблемы, порою и планетарного характера.

Стратегия территориальной организации Самарской области

Интересная география » Территориальная организация Самарской области » Стратегия территориальной организации Самарской области

Страница 2

1. Прежде всего, это диспропорция в ресурсном потенциале между Центральной зоной, с одной стороны, и Северной и Южной зонами — с другой. " Сверхконцентрация производства и населения в Центральной зоне привела практически к исчерпанию ее градостроительной емкости. В то же время две другие зоны получили относительно слабое развитие, далеко не полностью реализовали благоприятные предпосылки. Важно также отметить, что у них относительно узкий хозяйственный профиль при слабом развитии перерабатывающих, обслуживающих и инфраструктурных звеньев, что снижает возможность их адаптации к новым условиям хозяйствования".

2. "Сверхурбанизация" Центральной зоны области, где 97,6% населения проживает в городской местности, причем 74% всего городского населения приходится на Самару и Тольятти, привела к одной из важнейших особенностей и проблем области в вопросе территориального развития — небывало низкому для высокоурбанизированной области удельному весу городских поселений в числе райцентров. Только 7 райцентров из 27, или 26%, являются городами (6) или поселками городского типа (1) в отличие от России в целом (68%) и соседних регионов: в Татарии — 65%, в Оренбургской области — 54, в Саратовской — 87, в Ульяновской области — 90%.

3. Отток населения из сельской местности в Самару, Тольятти и другие городские поселения Центральной зоны области не позволил, как это произошло в соседних регионах, оформиться в городские поселения большинству райцентров. Процесс оттока населения с территории Северной и Южной зон области наблюдался на протяжении всего XX в. Это показывает сравнение современной численности сельского на­селения по трем зонам области с данными первой российской переписи населения 1897 г. по уездам Самарской области. Сокращение плотности сельского населения по Северной и Центральной зонам произошло в 1,9 раза, а по Южной зоне — более чем в 2,3 раза. И если в Центральной зоне произошла замена сельского населения на городское, то в Северной и Южной зонах можно говорить о демографической деградации территории, сопоставимой по размеру с Бельгией или Данией. В Южной зоне плотность сельского населения ниже критической отметки, составляющей 10 человек на кв. км, когда "не окупаются затраты на строительство транспортных коммуникаций и их эксплуатацию — это одна из бед российской глубинки"

4. Диспропорция в территориальной структуре области проявляется также при рассмотрении схемы "центр — периферия". Анализ парных корреляционных связей по районам области выявил наличие определенной зависимости ухудшения целого ряда показателей социально-экономического развития при удаленности райцентров от областного центра и ближайшей железнодорожной станции.

5. Утрата демографического потенциала проявляется и на уровне АТЕ: районов области и общин, что снижает эффективность управления. Так, например, удельный вес расходов на содержание органов власти, управления и правопорядка в общих расходах консолидированного бюджета области увеличился с 4,3% в 1994 г. до 8,2% в 1998 г.

За последние 10 лет сокращение естественного прироста населения в области компенсируется миграционным приростом. Однако по прогнозу Госкомстата этот прирост будет ежегодно снижаться: с 27 тыс. человек в 1995г. до 1,4 тыс. в 2010г.Демографическая ситуация и сложности с финансированием оказывают влияние и на свертывание сети учреждений здравоохранения, культуры, связи и т.д. На это накладывается процесс снижения транспортной мобильности значительных слоев населения, связанный с падением жизненного уровня и сокращением бюджетных дотаций на пассажирский транспорт. Необходимо учесть разрыв в связке сельхозпредприятие — община. Прошло время, когда финансирование развития и содержания социальной сферы во многом осуществлялось за счет производственных отраслей. В результате в районах и общинах будет все более возрастать разрыв между социально-экономическим тяготением и административным устройством, т.е. уровень основных производственных и социально-бытовых услуг на территории общины будет снижаться, а райцентр для их повседневного удовлетворения окажется недоступным. В 70-80-е годы райцентры рассматривались на перспективу как места, доступные для маятниковой трудовой и учебной миграции большинства жителей района. Сейчас, несмотря на улучшение состояния дорог и развитие автомобилизации, на это рассчитывать не приходится из-за непомерного роста транспортных расходов. В малонаселенных районах все сложнее становится осуществлять весь комплекс работ и услуг по инфраструктуре, необходимый для развития производства и обслуживания населения. В то же время центры малонаселенных общин будут и дальше утрачивать роль социально-экономического ядра низовой системы населенных мест. На основании вышеизложенного необходимо сделать вывод, что стратегия социально-экономического развития области в вопросах региональной политики должна не только учитывать достаточно большую вероятность, но и, исходя из общегосударственных приоритетов, была направлена на осуществление к концу рассматриваемого периода (2015 г.) следующих преобразований:

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по географии:

Таёжные ландшафты
Таёжные ландшафты протянулись сплошной полосой от западных до восточных границ Архангельской области между 60º и 66º с. ш. Лес – главное богатство тайги и он всегда играл важную роль в жизни человека. На Севере он был основным источником благосостояния. Лес – устойчивая экосистема, способ ...

Основные направления развития АПК России
Решение проблемы вывода АПК из кризисного состояния требует проведения последовательной продовольственной политики, которая включала бы ряд основных стратегических направлений: - стимулирование развития отечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребует определенного перераспределен ...

История названия Черного моря
В Древней Руси X—XVI веках в летописях встречалось название «Русское море», в некоторых источниках море носит название «Скифского». Современное название «Чёрное море» нашло своё соответствующее отображение в большинстве языков: греч. Μαύρη θάλασ` ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.espara.ru